При раскопках бывшего еврейского квартала Городка обнаружены древние артефакты


На раскопках корчмы

Эта история началась еще весной, когда в ходе земляных работ в Городке Хмельницкой области землекопы случайно наткнулись на древние артефакты. Находки работяг не впечатлили и были безжалостно выброшены в отвал. На этом все и закончилось бы, но тут мимо проходили местные краеведы. Уже с первого взгляда стало ясно, что откопанное даже не «ого!», а «ого-го!»

Тут же отвал был тщательно перебран. Итог — два десятка фрагментов кубков и стопок гутного стекла второй половины XVII века, керамическая «люлька», фрагменты мисок и горшков, три монеты XVII — XVIII веков, нож и медное зеркальце. 

Судя по всему, колодец  «сел» на свалку возле корчмы. Об этом свидетельствовало как большое количество костей домашних животных в слое, так и огромное количество питейной посуды.

Идея раскопать столь интересный объект нашла живейший отклик у руководства города.

Для начала решили ограничиться разведывательными работами и еще одним объектом — мастерской XVIII века по изготовлению керамических курительных трубок, они же «люльки».  В начале сентября  экспедиция Института археологии НАН Украины приступила к работе.

Первоначальная версия с корчмой оказалась очень даже вероятной,  — говорит начальник экспедиции, кандидат исторических наук Павел Нечитайло. — Здание было расположено на старой Рыночной  площади, что весьма характерно для таких заведений. Опять же большое количество стекла: штофы, бокалы, кубки, чарки, стопки, ручки от кухлей... Впрочем, определение «корчма» в отношении раскопанного сооружения очень вероятное, но все же предположение.


С этих кубков, торчавших из строительного отвала, все и началось

Похожая ситуация сложилась и на месте гипотетической люльковой мастерской. Трубок там нашли предостаточно. В том числе и «нулевых», но говорить, что здесь была мастерская (уникальный, кстати, объект) пока рано:

Несмотря на наличие не использованных трубок, уверенно утверждать, что это отходы производства, пока нельзя, — говорит археолог Петр Болтанюк. — Небольшая мастерская вполне могла быть. Но не исключен и другой вариант. Здесь мы попали на крамнычку XVII XVIII веков. Вполне можно предположить, что в ней торговали всякой мелочевкой, в том числе и трубками. Последние, как и керамические детские игрушки, типа пресловутых свистулек, изготовители продавали бочками. В бочки мог попадать и брак. Кроме того, дороги тогда были не очень, а телеги без рессор. Как плотно ни укладывай хрупкий товар, часть все равно разобьется. Соответственно «нулевые» трубки могут быть как отходами производства, так и обычным боем, образовавшимся при транспортировке.

В раскопанной крамнычке было сделано несколько интересных находок. В частности —   украшенные двуглавым орлом фрагменты печных изразцов. Они могут датироваться как XVII, так и XVIII веком. Тогда, напомним, ни российские, ни австрийские двуглавые хищники на Подолии еще не водились. Московские же залетели сюда только в 1793-м. Но изразцы — древнее.

Напомним, что в еврейской традиции двуглавый орел — довольно распространенный сюжет и символизирует Бога. Изразцы подтверждают и без того лежащую на поверхности версию, что крамарём здесь был таки еврей.

Самая же сенсационная находка оказалась «люлечной».

Так уж исторически сложилось, что все керамические трубки XVI — XIX веков в Украине традиционно называют «казацкими», вне зависимости кто их курил на самом деле. Не исключено, что на это повлияла знаменитая история с Тарасом Бульбой и его утерянной люлькой. На самом деле казакам принадлежало менее одного процента найденных «казацких люлек». Большинство же — собственность «обычных» курильщиков. Их курили и казаки, и поляки, и селяне, и мещане, и купцы, и турки с татарами... Евреи, кстати, тоже любили подымить. Не исключено, что в Городке откопали первую, классическую еврейскую люльку!

Сначала на находку не обратили особого внимания. На первый взгляд это был обычный фрагмент, причем не самый интересный — всего лишь  чубук — часть люльки, куда вставляют деревянный мундштук. Но когда рассмотрели внимательнее…

Оказалось, что чубук изготовлен в форме возлежащего льва. Отлично просматривались все четыре лапы и хвост. Увы, чаша, куда собственно набивается табак, отсутствовала. Она, вне всякого сомнения, была выполнена в виде головы царя зверей, о чем свидетельствуют фрагменты гривы, изготовленные с большим искусством и тщательностью.

Любопытно, что именно такой вариант изображения львов в означенный период был характерен для еврейского декоративно-прикладного и сакрального искусства. Таких, в частности, полно на мацевот  XVIII века — как в самом Городке, так и на кладбище в соседнем Сатанове.

Напомним, что для евреев лев является «тотемным» животным и символом всего еврейского народа. Вполне можно предположить, что некий предприимчивый умелец наладил выпуск «казацких люлек» специально для евреев-курильщиков. Почему бы и нет?


Трубки городокского производства 

Как и в случае с «корчмой», в «трубочном» раскопе XVII век оказался самым древним слоем.  Скорее всего здесь наблюдается традиционная для того времени ситуация частичного переезда населенного пункта, когда после сильных разрушений люди начинали отстраиваться не прямо на руинах, а рядом с ними. Ведь именно в середине XVII века во время восстания Хмельницкого и последующей вскоре войны с турками Городок был почти полностью уничтожен.

Раскопки вызвали самый настоящий ажиотаж среди местных жителей и это не удивительно.  В сотне метров находится место, где в 1966 году обнаружили клад с «жи…iвським золотом». Самый настоящий, с червонцами и, как положено, последующим мордобоем среди нашедших. История давно стала легендарной, обросла подробностями, а количество найденного золота, если верить местным дядькам, уже приближается к сокровищам форта Нокс.

Появление неких непонятных личностей с лопатами в таком месте привело к единственному логическому выводу: «Никак золото ищут!».

Именно о золоте настойчиво спрашивали археологов все проходящие мимо зеваки.

Успокоим общественность — золота не искали и не нашли. И серебра — тоже. Правда,  откопали «кошелек» — пять слепленных между собой медных шелягов — самых мелких монет Речи Посполитой  XVII века. Сумма — мизерная.

Характерно, что и первый — «корчма», и второй — «крамнычка» — раскопы были проведены на территории старинного еврейского квартала, и оба раскопанных здания, видимо, принадлежали евреям. После полной обработки находок откроется немало интересной информации о повседневном быте евреев, проживавших в местечках Подолии в XVII — XVIII веках.

Главная же уникальность этих исследований  вовсе не в находках. Сегодня в Украине раскопки ведутся преимущественно на выделенных под застройку участках. Застройщики, хотя и со скрипом, вынуждены это оплачивать — так требует закон. Просто так, «на историю»,  средства выделяются крайне редко. Тем более в небольших райцентрах. Так что событие действительно неординарное.

 

Дмитрий Полюхович, специально для «Хадашот»