Перейти до основного вмісту

Современный итальянский художник возрождает кровавый навет

«Мученичество св. Симона Трентского — еврейское ритуальное убийство», фрагмент, худ. Д. Гаспарро 

36-летний Джованни Гаспарро — один из самых модных живописцев на Апеннинах, удостоенный первой своей награды еще подростком. С 18-ти лет его выставки проходят по всей Италии, а также за рубежом, включая вернисажи в Большом дворце Парижа и в павильонах Венецианской биеннале. Многие из этих экспозиций патронировались президентом Итальянской Республики, Сенатом, Палатой депутатов и т.п.

Гаспарро — не просто востребованный мастер, известный далеко за пределами своей страны. Его творчество освящено католической церковью, иногда выступающей в роли заказчика. Так, 19 полотен кисти Гаспарро для старинной часовни Сан-Джузеппе деи Миними в Аквиле стали крупнейшим циклом сакрального искусства в современной Италии.

Христианская тема очень близка художнику, как и сопутствующие этой теме стереотипы. Но новая работа под названием «Мученичество св. Симона Трентского — еврейское ритуальное убийство» возрождает самые зловещие антисемитские мифы, от которых  Ватикан давно отказался. Искусно выписанные крючковатые носы, хищный оскал и стекающая с пальцев кровь — все это должно вызвать у зрителя чувство омерзения и заставить поверить в реальность еврейского обычая замешивать мацу на крови христианских младенцев.

Евреи жили в Тренто на севере Италии примерно с XIV века, подчиняясь особому уложению. О каких-либо конфликтах с местным населением до 23 марта 1475 года сведения не сохранились. Именно в этот день — Великий четверг перед Пасхой — исчез двухлетний сын кожевенника по имени Симон. Незадолго до этого в городе проповедовал монах-францисканец Бернардино из Фельтре, обвинявший евреев во всех смертных грехах. Неудивительно поэтому, что как только весть об исчезновении ребенка разнеслась по окрестностям, монах и некий Иоганн Швейцер указали на евреев как возможных похитителей. Однако, тщательный обыск в еврейском квартале, проведенный по приказу епископа Хиндербаха и городского головы, результатов не дал.

26 марта несколько евреев обнаружили тело мальчика в реке недалеко от дома одного из членов общины — Шмуэля. Они тут же явились к епископу, и святой отец велел обыскать дом еврея. Никаких улик не нашли, тем не менее, Шмуэля бросили за решетку, как и его соплеменников, обнаруживших тело.

Еще через два дня под стражу заключили всех евреи Тренто, включая женщин и детей. Вину свою они не признали, после чего 17 евреев две недели непрерывно пытали, пока некоторые из несчастных не «сознались» в ритуальном убийстве. 21-23 июня были казнены восемь наиболее зажиточных иудеев города (шестерых сожгли на костре, а двоих, крестившихся перед смертью, удавили). Имущество «преступников» конфисковали в пользу епископа.

Ритуальное убийство Симона Трентского, гравюра на дереве, Нюрнбергские хроники, 1493

3 августа 1475 года папа римский Сикст IV приостановил расследование, разослал во все итальянские государства энциклику, требуя защитить евреев от ложных обвинений, а в Тренто направил своего уполномоченного — епископа Джованни Гиудиччи.

Обнаружив, что дело шито белыми нитками, папский посланник потребовал освободить всех евреев, но был атакован толпой, науськиваемой Хиндербахом, и бежал из города. Тем временем евреев продолжали пытать и убивать. Гиудиччи сообщил в Рим, что иудеи Тренто невиновны, а Симон был, по всей вероятности, умерщвлен немцем-портным по имени Энцелин. Епископ же, вероятно, просто хотел присвоить имущество казненных. В докладе папе опровергались также слухи о том, что на могиле Симона якобы совершаются чудеса.

Сикст IV назначил для нового расследования комиссию в составе шести кардиналов, во главе которой стал близкий друг Бернардино из Фельтре. Что и предопределило исход:  евреев признали виновными в убийстве Симона, а в 1476 году изгнали из Тренто, предусмотрительно конфисковав имущество. Вместе с тем, папа отказался канонизировать Симона, взял евреев под свою защиту и запретил дальнейшие судебные процессы по обвинению в ритуальных убийствах.

Центральная площадь Тренто 

Лишь во второй половине XVI века папа Григорий XIII причислил к лику святых Бернардино из Фельтре (как пророка) и Симона из Тренто (как мученика).

На протяжении трех столетий евреям запрещали селиться в Тренто, за исключением обладателей охранной грамоты от императора Священной Римской империи (да и те могли остановиться в городе лишь на несколько дней). Согласно закону от 1638 года даже по окрестностям Тренто иудеям дозволялось разъезжать лишь в открытой повозке и со значком на груди (с 1725-го знаком служила красная или желтая шляпа). С другой стороны, раввины тоже запрещали селиться в этом городе — говорят, запрет был формально снят лишь в 1965-м, когда Второй Ватиканский собор отменил культ Симона Трентского, как основанный на злонамеренной мистификации.

Библейская тема всегда вдохновляла художников, чьи произведения вошли в золотой фонд мирового искусства. Позднейшая история христианства тоже не обделена вниманием лучших живописцев. В конце концов, список католических святых насчитывает почти 10 000 имен, вполне достойных увековечения. Почему синьор Джованни обратился к сюжету, возрождающему кровавый навет, остается загадкой. Тем более, что Ватикан давно удалил Симона Трентского из католического мартиролога и признал, что речь идет о старом, недобром антисемитизме.   

Михаил Гольд

Немає часу відвідувати сайт? Підпишіться на розсилку і отримуйте найважливіше в одному листі

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку