Перейти до основного вмісту

Абаюдайя. Путь в евреи

Нашего полку прибыло. Почти. В своем официальном письме ЕА «Сохнут» сообщило, что члены небольшой общины Абаюдайя, проживающие на востоке Уганды, еще несколько лет назад были признаны этой структурой евреями. С одной стороны, это дает им право на репатриацию согласно Закону о возвращении, с другой — они сталкиваются с проблемами даже при получении студенческой визы в Израиль.  

Собственно, название Абаюдайя на местном наречии означает «люди Йехуды».  Этнически эти люди принадлежат к разным африканским племенам (в основном, багвере), но исповедуют иудаизм в той или иной его форме.  

Абаюдайя на местном наречии означает «люди Йехуды».  Этнически эти люди принадлежат к разным африканским племенам, но исповедуют иудаизм

Все началось в начале XX века, когда вождь Семеи Какунгулу сделал обрезание и основал секту под длинным названием Кибина кия байудайа абсесига катонда («Сообщество евреев, верующих в Бога»). В 1920 году секту посетил некий европейский еврей, обучивший местное население основам еврейской традиции. После смерти Какунгулу духовным лидером общины, насчитывавшей тогда около двух тысяч человек, стал Самсон Мугомбе Исраэли. В начале 1960-х зафиксированы первые контакты членов этой изолированной секты с израильтянами.  Изоляция была вынужденной — Абаюдайя подвергались преследованиям, которые особенно усилились в 1970-е годы, — период правления диктатора Иди Амина, принуждавшего членов общины принять христианство  или ислам. Некоторые Абаюдайя так и поступили, но ядро общины удалось сохранить, а в течение 2000-х годов несколько сот африканцев были официально обращены в иудаизм раввинами консервативного направления.  Нынешний духовный лидер Абаюдайя — Гершом Сизому — пять лет провел в США и Израиле, изучая иврит, ТАНАХ и еврейскую философию, и получил диплом раввина под эгидой Консервативного движения.

Отношения общины с окружающим населением в последнее время значительно улучшились, а один из ее членов — Дж. Дж. Кеки — даже возглавил округ. Сейчас у Абаюдайя есть пять синагог, две школы, иешива, гостевой дом и больница, а основной доход общине приносит продажа музыкальной продукции — альбом «Музыка еврейского народа Уганды» был даже номинирован на премию Грэмми. Кроме того, усилиями Дж. Дж. Кеки был создан успешный кооператив по продаже кофе, популярностью у туристов пользуются также сотканные вручную  кипы и талиты.

У Абаюдайя есть пять синагог, две школы и иешива, а основной доход общине приносит продажа музыкальной продукции

Две тысячи членов общины, живущие в городе Мбале и нескольких деревнях, соблюдают кашрут и регулярно посещают субботние службы в синагоге. Часть из них держатся особняком — полторы сотни жителей деревни Путти намерены пройти ортодоксальный гиюр и находят в этом поддержку у некоторых раввинов.

Тем не менее даже эта часть Абаюдайя пока официально не признана  евреями правительством Израиля, что не позволяет им репатриироваться.

Александр Файнштейн  

Немає часу відвідувати сайт? Підпишіться на розсилку і отримуйте найважливіше в одному листі

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку